28-04-2014, 02:36
Категории: otchetvr
Воспитательная работа в КГОАУ СПО СПК разработана и велась в соответствии с нормативными документами: Конституция Российской Федерации, Конвенция о правах ребенка, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (разработана на период до 2016 г.), (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. , №1760-р), Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России от 29.03.2010. № 06–501 «О Методических рекомендациях по оценке эффективности современных инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 апреля 2011 N 1474 «О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный список экстремистских материалов (2011г.) (предоставлен Минюстом России к ст. 13 Федерального закона N 114-ФЗ от 27 июня 2002 года "О противодействии экстремистской деятельности" с изменениями на 29 апреля 2008 года), Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.09.2010 № 1563-р), Закон Российской Федерации "Об основах системы 149 профилактики правонарушений в Российской Федерации», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010г. № 795),Федеральный Закон Российской Федерации 31 мая 2010 года № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» (с изменениями от 29 ноября 2010 г.), Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2011 г. N 267 "О праздновании 1150-летия
зарождения российской государственности», Закон РФ "Об образовании" в редакции 2012 года, а также документами локального значения: Устав КГОАУ СПО СПК, Концепция воспитательной деятельности колледжа на 2011-2015 годы, Типовое Положение о среднем профессиональном учреждении и др.
Целью воспитательной работы в колледже на 2012 - 2013 учебный год было создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях. Цель анализа — определение степени реализации поставленной цели. Задачами воспитательной деятельности в колледже за прошедший год были:
- моделирование воспитательной системы колледжа;
- развитие студенческого самоуправления как основы для конструктивного общения, социальной адаптации, развития студентов;
-обеспечение общего культурного развития обучающихся, максимальное использование возможностей учебных дисциплин для формирования духовной и профессиональной направленности личности;
- развитие общеколледжного коллектива через систему КТД.
Для реализации поставленных задач была проведена определённая работа:
- изучены и внедрены в работу педагогического коллектива нормативно-правовые документы Российской Федерации: Национальная доктрина образования РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа развития воспитания в системе образования РФ, Программа развития воспитания в средних специальных образовательных учреждениях;
- внедрена в систему воспитательной работы Концепция воспитательной деятельности колледжа на 2009-2015учебный год;
- назначены классные кураторы в учебные группы, закреплены воспитатели за общежитием;
- разработан и внедрён перспективный план воспитательной работы в колледже;
- разработаны на его основе воспитательные планы учебных групп;
- разработана система внеаудиторной работы со студентами, определён перечень творческих кружков ,спортивных секций, направлений многопрофильного объединения «Умелец», назначены их руководители;
- избраны органы студенческого самоуправления колледжа, активы учебных групп, проведена учеба членов самоуправления;
- проведён мониторинг уровня воспитанности студентов и социальное исследование состояния условий жизни обучающихся;
- выявлены социально-нравственные предпочтения студентов,
- взяты под особый контроль студенты «группы риска» и обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организована работа методического объединения классных воспитателей.
Для организации воспитательной деятельности был задействован весь педагогический потенциал колледжа, а также возможности микрорайона, отдела молодежи Спасского муниципального района, городского молодёжного движения «Молодая гвардия», библиотека колледжа, городской краеведческий музей, Ханкайский заповедник и другие ресурсы. Всё это позволило решать поставленные воспитательные задачи в комплексе.
В 2012-2013 учебном году в колледже продолжались укрепляться традиции развития творческого потенциала студентов, велась работа по внедрению в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий: работали творческие объединения: хоровая студия «Поющие сердца», вокальная студия, студия сольного пения, спортивные секции. Студенты колледжа принимали участие в концертной деятельности в колледже, районе, городе. Вокальный коллектив девушек стал номинантом традиционного городского конкурса «Ретро».Солистки Беда Татьяна, Дед Регина победили в конкурсе патриотической песни, участвуют в межрайонном фестивале «Поклонимся великим тем годам». Наши студенты принимали участие в городских межссузовских интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», где заняли почётное место. В соревнованиях команд КВН студенты колледжа заняли второе место. Замечены студенты колледжа и в краевом театральном конкурсе «Соломенная шляпка», номинантами которого они стали. Спортивные достижения студентов отделения физического воспитания также значительны: первое место в легкоатлетических соревнованиях среди ссузов и вузов го Спасск-Дальний, призовые места по армреслингу, настольному теннису, лыжных гонках, футболу. Творческий спортивный потенциал студентов, заложенный в начале учебного года, реализовывался в течение всего года. Студенты принимали активное участие в праздниках, проводимых в колледже: Посвящение в студенты, День учителя, Новогодний праздник, День святого Валентина, Мартовская капель, Праздник защитников Отечества, Праздник 9 мая, выпускные вечера. Но наряду с положительными тенденциями нужно отметить и недоработки в развитии творческого потенциала студентов колледжа. Не привлекаются или совсем мало привлекаются в творчески коллективы юноши, не ведётся должным образом агитационная работа со студентами, не создаются условия для развития творческих способностей большинства.
В организации деятельности студентов использовались разные формы методы, средства работы: КТД, часы общения, работа творческих клубов, информационные минутки, конкурсы, фестивали, соревнования, концерты, субботники, студенческие праздники, акции, День дублёра, операции «Ветеран», «Милосердие». Это позволило задействовать в воспитательной деятельности большинство студентов колледжа. Классными воспитателями проводились родительские собрания («Пути самоутверждения подростка», «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения» и др.), классные часы и беседы «Питание и здоровье», «Сигарета и чарочка - опасная парочка», «Государство - это мы»), предметные олимпиады («Знатоки английского языка»,»Спорт и здоровье», олимпиада по русскому языку и др.), исследовалось социальное положение студентов, уровень их воспитанности, занятость в свободное время. Личностные особенности диагностировались с помощью разнообразных методов исследования, данные которых позволили индивидуализировать и дифференцировать воспитательную работу. Использовались методики на выявление направленности личности (взгляды, убеждения), выявление качеств личности (анкета «Блиц-опрос»), ценностные ориентации («Десять моих «Я»), составление социальных паспортов в группах, методика определения уровня воспитанности по М.И. Шиловой. По данным исследований, выяснилось, что в колледже обучалось в истекшем году 43 человек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 71% обучающихся принадлежат к семьям с небольшим материальным достатком, каждый третий студент проживает с одним родителем, 15% студентов - выходцы из многодетных семей, большая половина обучающихся приехали в колледж из сельской местности и проживает в студенческом общежитии. 90% студентов либо курят постоянно, либо - в компании. Многие студенты употребляют спиртосодержащие продукты, очень распространено в студенческой среде распитие пива. Но есть и положительные моменты. По данным наркоконтроля, среди студентов колледжа не было привлечённых за хранение или распространение наркотиков или задержание за их употребление. Не были привлечены наши студенты и к административной ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах. В то же время Восемь студентов в начале гола были выселены из общежития за нарушение правил проживания :курение, распитие пива, одна студентка под воздействием психотропных веществ пыталась усилить эффект с помощью игры «Собачьи пляски» и не смогла выйти из этого состояния, что привело к её гибели.
Исследование уровня воспитанности студентов показало, что он по-прежнему только удовлетворителен на отделении физического воспитания, дошкольного специального образования и на первых курсах школьного отделения. Многие студенты пропускают занятия без уважительной причины, опаздывают, нарушают дисциплину в общежитии, сквернословят. На каждую группу в среднем приходится 3,5 - 4 тысячи пропусков, на 70% - без уважительных причин. Только 25 % обучающихся обладают высоким уровнем воспитанности, 50% -средним, а 25% - низким уровнем воспитанности. Данные показатели диктуют особые методы работы со студентами: индивидуальная работа, как со студентами, так и с родителями; увеличение внимания к профилактической деятельности, формирование у студентов потребностей в здоровом образе жизни, вовлечение студентов в разнообразную творческую деятельность, в работу спортивных кружков и секций.
Внеаудиторной деятельностью охвачено только 80 % студентов. Из них 65 % - это первокурсники, падает активность старшекурсников, что не позволяет сформировать возможность передачи традиций и навык творческой деятельности.
В начале учебного года в колледже был сформирован совет студенческого самоуправления. Он представлял собой разветвлённую сеть: совет самоуправления колледжа, студенческий совет общежития, волонтёрская группа, активы этажей в общежитии и учебных группах. Всего самоуправлением охвачено более 75 % обучающихся. Студенты организовывали и проводили разнообразную работу: трудовые десанты, вечера отдыха, профориентационную работу, вели работу по профилактике вредных привычек, шефскую работу. Волонтёрская группа по традиции работала с ветеранами: поздравляла их с праздниками, организовывала их встречи со студентами колледжа, оказывала необходимую физическую помощь, ухаживала за памятником погибшим сельчанам ,организовала шефскую помощь детям детского отделения городской больницы, провела акцию»Милосердие».Собранные вещи, книги, сладости были переданы в детское отделение,т ам же волонтёрами 3 курса специального дошкольного отделения под руководством классного воспитателя Сторожук Н.П. проведён и детский новогодний праздник. Советом самоуправления который год проводится в октябре День дублёра, когда студенты пробуют свои силы в самостоятельном управлении коллективом. Это помогает определить правильность выбранной профессии, проверить себя на прочность, научиться разрешать многие непростые жизненные ситуации. Студенческий актив учебных групп решает вопросы контроля посещаемости, успеваемости, организации трудовой и досуговой деятельности. Там, где классными воспитателями ведётся обучение актива, где вовремя оказывается помощь, там есть результат. Нужно отметить хорошую взаимовыручку, положительный микроклимат в группах 1 шо (классный воспитатель Боброва С.В), 4«А» фо (Пирназарова М.Ю.), 4 ио (Казарян Б.А), 4 шо ( Терещенко Е.И), 3 сп.до (Сторожук Н.П.).В этих группах меньше прогулов и выше успеваемость, меньший отсев. Хуже обстоят дела там, где классными воспитателями не обращено внимания на привлечение студентов к управлению группой. Невнимание к студентам, равнодушие стали причинами буквального развала групп 1 сп.до (Матвеева Н.Н), 3 ио (Мелещенко С.А.), 3а,б фо (Гнездилова Е.А.). Студенческий совет общежития в своей основе занимался решением бытовых проблем. Организация генеральных уборок, сбор мусора вокруг общежития, проверка санитарного состояния комнат, посильный ремонт комнат, организация досуга проживающих - вот круг вопросов, с которыми успешно справлялся студсовет. Что касается вопросов дисциплины и правопорядка, то здесь не было у совета авторитета среди других проживающих. Во-первых, не всегда поведение самих членов студсовета было идеальным, во-вторых, не утруждали они себя требовательностью. Это привело к тому, что вся роль студсовета свелась к проверке санитарного состояния комнат и организации досуга. Вопросов, где роль студсовета неоценима - много: это и случаи вандализма в общежитии, и посторонние в ночное время в комнатах, и распитие спиртных напитков студентами, курение, опоздания к отбою и т п. Усиление роли самоуправления - необходимая мера, если мы хотим улучшить положение дел в студенческих коллективах. Для этого нужно выявлять способных, инициативных, ответственных, требовательных студентов, способных организовать коллектив на позитивную деятельность. Они могут не иметь только пятёрки и четвёрки в своих зачётках, но у них должно быть большое желание улучшить положение дел в группе, общежитии, колледже. Обучение активов на всех уровнях, вооружение студентов алгоритмом деятельности, развитие способов управленческой школы и доверие могут стать добрыми помощниками в формировании студенческого самоуправления.
Большое внимание в истекшем году было уделено нравственно-патриотическому воспитанию. В рамках реализации этого направления в группах проводились уроки мира, встречи с представителями правоохранительных органов, выездные встречи с воинами - интернационалистами, концерты для ветеранов войны и труда, военные сборы юношей отделения физического воспитания, месячник военно-патриотической работы, спортивные соревнования, праздники. В мае 2013 года в колледже организован и проведён митинг в связи с открытием мемориальной доски в память о погибшем в Чеченкой республике студенте колледжа В. Подкосове. На митинге студенты могли воочию увидеть ветеранов и Чеченских событий, и участников военных действий в Афганистане, и ветеранов Великой Отечественной войны. И, тем не менее, наряду с положительными тенденциями следует отметить и недостатки в такой работе:
- низкая активность студентов;
- однообразие классных часов;
- формальность при проведении политических классных часов.
По- прежнему, при организации воспитательной деятельности большое внимание уделялось развитию традиций колледжа. Проведение конкурса «На пороге профессии», шефская работа, фестивали «Ретро»,Студенческая весна, студенческие праздники, работа с ветеранами войны и труда , детским отделением больницы, работа совместно с молодёжными организациями города и района, творческая и поисковая работа, клубов по интересам, спортивная деятельность позволили многим студентам проявить себя умелыми организаторами, раскрыть свои творческие способности , завоевать в соревнованиях, конкурса, олимпиадах, КВНах призовые места и тем самым самоутвердится в глазах окружающих.
Особое место в системе воспитания колледжа занимает общежитие. На начало учебного года в нём проживало169 человек, на конец-152. Из них: несовершеннолетних - 29 чел.; опекаемых, сирот -14 чел.; юношей - 16 чел.; девушек - 107 чел. Со студентами работали три воспитателя, два из них имели высшее образование, один - среднее специальное. Работали воспитатели по перспективному плану, утверждённому зам. директора по ВР. Воспитателями проводилась досуговая работа, контролировались дисциплина и порядок, осуществлялся контроль за соблюдением санитарных норм и правил, организовывалась трудовая деятельность студентов, осуществлялась работа со студсоветом общежития. Воспитатели проводили работу клубов Выходного дня, Правовых знаний, университета «Здоровье», поддерживали связь с классными воспитателями и администрацией колледжа через устные сообщения и письменные рапортички. Анализ документов по общежитию за год показал, что в общежитии в этом году более строго стали подходить воспитатели к соблюдению правил проживания и режимных моментов, а это улучшило общую дисциплину проживающих. Студентам не разрешается приходить после отбоя, контролируется время приготовления пищи (закрываются кухни на ночь), пресекаются случаи нахождения посторонних на этажах и в комнатах. Но в то же время не фиксируется жестко время самоподготовки, не контролируется режим тишины, часты случаи среди студентов распития пива, спиртных напитков, курение в комнатах и коридорах Для улучшения ситуации необходимо всем работникам общежития предъявлять единые требования ко всем, без исключения, студентам, более организованно знакомить студентов с документами :Договор о взаимной ответственности, Правила проживания в общежитии; требовать наличие пропусков у проживающих; поддерживать связь с родителями студентов через письма, телефонные звонки, личные встречи, на должном уровне организовать работу студенческого совета. Санитарное состояние общежития удовлетворительное. Студенты проживают по два-три человека в комнате, имеется централизованное тепло и водоснабжение, в зимнее время работает душ, оборудованы постирочная, сушильная и гладильная комнаты. Уборку мест общего пользования, коридоров, бытовых комнат осуществляют технички, в вечернее время организовано дежурство студентов. В общежитии функционируют два туалета, на каждом этаже - кухни для приготовления пищи, оборудованные стационарными электроплитами и дополнительными электророзетками.
Деятельностный подход при организации воспитательного процесса позволил организовать работу студентов по разным направлениям. Учебная, спортивно-оздоровительная, трудовая, эстетико-художественная и др. виды деятельности способствовали развитию профессионализма студентов, их социальной активности. Но многочисленные пропуски, недобросовестное отношение к учебным занятиям делает актуальным вопрос организации и углублении индивидуальной работы со студентами.
Для реализации задач по повышению совершенствованию эффективности воспитательной работы, для оказания методической помощи классным воспитателям была организована методическая работа. Рабочие совещания и консультации (Назначение и функции классного воспитателя в среднем специальном профессиональном образовательном учреждении, Планирование воспитательной работы в ССУЗах, Занятость студентов во внеурочное время и др.), методические семинары, педагогические советы были полезны классным воспитателям и воспитателям общежития в их практической деятельности по воспитанию студентов.
Вопросы, вынесенные на контроль:
- организация работы со студентами «группы риска»;
- организация студенческого самоуправления;
- выполнение санитарно-гигиенических требований в колледже,
- анализ воспитательной деятельности колледжа по семестрам, - позволили держать ситуацию по отдельным вопросам организации в зоне особого внимания. Некоторые, наиболее проблемные с точки зрения организации, вопросы были вынесены на рассмотрение на совещаниях при директоре (Организация адаптационной работы в группах нового набора, Состояние военно-патриотической работы, состояние изучения студентами локальных и правовых актов). Это позволяло внести необходимые коррективы и поправки в организацию воспитательной работы в колледже.
Анализ воспитательной работы в колледже позволил сделать вывод, что её организация отличалась целенаправленностью, систематичностью, комплексностью. Цели и задачи, поставленные перед коллективом, решались, в основном, успешно, поэтому работу можно считать удовлетворительной. В первую очередь надо отметить снижение числа правонарушений, нет ни одного уголовного дела; никто из студентов не замечен в употреблении наркотиков и психотропных веществ, не стало драк в общежитии, установились более тесные связи с родителями, меньше стал отсев обучающихся. В то же время, проблемы, высвеченные в ходе анализа, а также наблюдения в течение года за ходом воспитательной работы в учебных группах, общежитии, колледже в целом позволяют определить наиболее проблемные стороны организации воспитательной деятельности. Это в первую очередь необходимо усиление работы в области правовых знаний, особенно в общежитии, развитие студенческого самоуправление и, конечно, борьба с вредными привычками.
В процессе реализации поставленных цели и задач выявлены следующие проблемы, требующие разрешения в 2013 - 2014 учебном году:
1. В области содержания и технологий образования:
1.1. Динамика изменения нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней требует от педагогического коллектива мобильного реагирования и постоянной корректировки локальных нормативных актов. Средний уровень информационной компетентности педагогов и административного персонала снижает уровень качества образования.
1.2. Курсовое и дипломное проектирование студентов требует совершенствования организации и содержания.
2. В области контроля и управления качеством образования
2.1. Необходимо проанализировать и изменить содержание работы государственных аттестационных комиссий по специальности 050705 Специальное дошкольное образование.
2.2. Недостаточно внедрена информационная система мониторинга личностно-профессионального развития педагогов и мониторинга качества образования.
3. В области развития педагогического коллектива:
3.1. Недостаточное владение педагогов информационными технологиями.
3.2. Система самообразования педагогов слабо развита, не происходит систематическое накопление педагогического опыта в межаттестационный период.
4. В области воспитательной работы со студентами:
4.1. Отсутствует целенаправленная работа по повышению престижности педагогической профессии.
Недоработки:
- соотношение качества обучения по общеобразовательным предметам и ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин остается низким;
- низка активность педагогов на заседаниях научно-методического семинара и ПЦК при обсуждении поставленных тем;
- незначительное присутствие педагогов при проведении открытых мероприятий;
- формы проведения заседаний коллективных форм методической работы не разнообразятся;
- не проведены в колледже педчтения из-за большого объема работы по ФГОС;
- не опубликованы статьи педагогов ПЦК в методических журналах.
зарождения российской государственности», Закон РФ "Об образовании" в редакции 2012 года, а также документами локального значения: Устав КГОАУ СПО СПК, Концепция воспитательной деятельности колледжа на 2011-2015 годы, Типовое Положение о среднем профессиональном учреждении и др.
Целью воспитательной работы в колледже на 2012 - 2013 учебный год было создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях. Цель анализа — определение степени реализации поставленной цели. Задачами воспитательной деятельности в колледже за прошедший год были:
- моделирование воспитательной системы колледжа;
- развитие студенческого самоуправления как основы для конструктивного общения, социальной адаптации, развития студентов;
-обеспечение общего культурного развития обучающихся, максимальное использование возможностей учебных дисциплин для формирования духовной и профессиональной направленности личности;
- развитие общеколледжного коллектива через систему КТД.
Для реализации поставленных задач была проведена определённая работа:
- изучены и внедрены в работу педагогического коллектива нормативно-правовые документы Российской Федерации: Национальная доктрина образования РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа развития воспитания в системе образования РФ, Программа развития воспитания в средних специальных образовательных учреждениях;
- внедрена в систему воспитательной работы Концепция воспитательной деятельности колледжа на 2009-2015учебный год;
- назначены классные кураторы в учебные группы, закреплены воспитатели за общежитием;
- разработан и внедрён перспективный план воспитательной работы в колледже;
- разработаны на его основе воспитательные планы учебных групп;
- разработана система внеаудиторной работы со студентами, определён перечень творческих кружков ,спортивных секций, направлений многопрофильного объединения «Умелец», назначены их руководители;
- избраны органы студенческого самоуправления колледжа, активы учебных групп, проведена учеба членов самоуправления;
- проведён мониторинг уровня воспитанности студентов и социальное исследование состояния условий жизни обучающихся;
- выявлены социально-нравственные предпочтения студентов,
- взяты под особый контроль студенты «группы риска» и обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- организована работа методического объединения классных воспитателей.
Для организации воспитательной деятельности был задействован весь педагогический потенциал колледжа, а также возможности микрорайона, отдела молодежи Спасского муниципального района, городского молодёжного движения «Молодая гвардия», библиотека колледжа, городской краеведческий музей, Ханкайский заповедник и другие ресурсы. Всё это позволило решать поставленные воспитательные задачи в комплексе.
В 2012-2013 учебном году в колледже продолжались укрепляться традиции развития творческого потенциала студентов, велась работа по внедрению в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий: работали творческие объединения: хоровая студия «Поющие сердца», вокальная студия, студия сольного пения, спортивные секции. Студенты колледжа принимали участие в концертной деятельности в колледже, районе, городе. Вокальный коллектив девушек стал номинантом традиционного городского конкурса «Ретро».Солистки Беда Татьяна, Дед Регина победили в конкурсе патриотической песни, участвуют в межрайонном фестивале «Поклонимся великим тем годам». Наши студенты принимали участие в городских межссузовских интеллектуальных играх «Что? Где? Когда?», где заняли почётное место. В соревнованиях команд КВН студенты колледжа заняли второе место. Замечены студенты колледжа и в краевом театральном конкурсе «Соломенная шляпка», номинантами которого они стали. Спортивные достижения студентов отделения физического воспитания также значительны: первое место в легкоатлетических соревнованиях среди ссузов и вузов го Спасск-Дальний, призовые места по армреслингу, настольному теннису, лыжных гонках, футболу. Творческий спортивный потенциал студентов, заложенный в начале учебного года, реализовывался в течение всего года. Студенты принимали активное участие в праздниках, проводимых в колледже: Посвящение в студенты, День учителя, Новогодний праздник, День святого Валентина, Мартовская капель, Праздник защитников Отечества, Праздник 9 мая, выпускные вечера. Но наряду с положительными тенденциями нужно отметить и недоработки в развитии творческого потенциала студентов колледжа. Не привлекаются или совсем мало привлекаются в творчески коллективы юноши, не ведётся должным образом агитационная работа со студентами, не создаются условия для развития творческих способностей большинства.
В организации деятельности студентов использовались разные формы методы, средства работы: КТД, часы общения, работа творческих клубов, информационные минутки, конкурсы, фестивали, соревнования, концерты, субботники, студенческие праздники, акции, День дублёра, операции «Ветеран», «Милосердие». Это позволило задействовать в воспитательной деятельности большинство студентов колледжа. Классными воспитателями проводились родительские собрания («Пути самоутверждения подростка», «Конфликты с собственным ребёнком и пути их разрешения» и др.), классные часы и беседы «Питание и здоровье», «Сигарета и чарочка - опасная парочка», «Государство - это мы»), предметные олимпиады («Знатоки английского языка»,»Спорт и здоровье», олимпиада по русскому языку и др.), исследовалось социальное положение студентов, уровень их воспитанности, занятость в свободное время. Личностные особенности диагностировались с помощью разнообразных методов исследования, данные которых позволили индивидуализировать и дифференцировать воспитательную работу. Использовались методики на выявление направленности личности (взгляды, убеждения), выявление качеств личности (анкета «Блиц-опрос»), ценностные ориентации («Десять моих «Я»), составление социальных паспортов в группах, методика определения уровня воспитанности по М.И. Шиловой. По данным исследований, выяснилось, что в колледже обучалось в истекшем году 43 человек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 71% обучающихся принадлежат к семьям с небольшим материальным достатком, каждый третий студент проживает с одним родителем, 15% студентов - выходцы из многодетных семей, большая половина обучающихся приехали в колледж из сельской местности и проживает в студенческом общежитии. 90% студентов либо курят постоянно, либо - в компании. Многие студенты употребляют спиртосодержащие продукты, очень распространено в студенческой среде распитие пива. Но есть и положительные моменты. По данным наркоконтроля, среди студентов колледжа не было привлечённых за хранение или распространение наркотиков или задержание за их употребление. Не были привлечены наши студенты и к административной ответственности за распитие спиртных напитков в общественных местах. В то же время Восемь студентов в начале гола были выселены из общежития за нарушение правил проживания :курение, распитие пива, одна студентка под воздействием психотропных веществ пыталась усилить эффект с помощью игры «Собачьи пляски» и не смогла выйти из этого состояния, что привело к её гибели.
Исследование уровня воспитанности студентов показало, что он по-прежнему только удовлетворителен на отделении физического воспитания, дошкольного специального образования и на первых курсах школьного отделения. Многие студенты пропускают занятия без уважительной причины, опаздывают, нарушают дисциплину в общежитии, сквернословят. На каждую группу в среднем приходится 3,5 - 4 тысячи пропусков, на 70% - без уважительных причин. Только 25 % обучающихся обладают высоким уровнем воспитанности, 50% -средним, а 25% - низким уровнем воспитанности. Данные показатели диктуют особые методы работы со студентами: индивидуальная работа, как со студентами, так и с родителями; увеличение внимания к профилактической деятельности, формирование у студентов потребностей в здоровом образе жизни, вовлечение студентов в разнообразную творческую деятельность, в работу спортивных кружков и секций.
Внеаудиторной деятельностью охвачено только 80 % студентов. Из них 65 % - это первокурсники, падает активность старшекурсников, что не позволяет сформировать возможность передачи традиций и навык творческой деятельности.
В начале учебного года в колледже был сформирован совет студенческого самоуправления. Он представлял собой разветвлённую сеть: совет самоуправления колледжа, студенческий совет общежития, волонтёрская группа, активы этажей в общежитии и учебных группах. Всего самоуправлением охвачено более 75 % обучающихся. Студенты организовывали и проводили разнообразную работу: трудовые десанты, вечера отдыха, профориентационную работу, вели работу по профилактике вредных привычек, шефскую работу. Волонтёрская группа по традиции работала с ветеранами: поздравляла их с праздниками, организовывала их встречи со студентами колледжа, оказывала необходимую физическую помощь, ухаживала за памятником погибшим сельчанам ,организовала шефскую помощь детям детского отделения городской больницы, провела акцию»Милосердие».Собранные вещи, книги, сладости были переданы в детское отделение,т ам же волонтёрами 3 курса специального дошкольного отделения под руководством классного воспитателя Сторожук Н.П. проведён и детский новогодний праздник. Советом самоуправления который год проводится в октябре День дублёра, когда студенты пробуют свои силы в самостоятельном управлении коллективом. Это помогает определить правильность выбранной профессии, проверить себя на прочность, научиться разрешать многие непростые жизненные ситуации. Студенческий актив учебных групп решает вопросы контроля посещаемости, успеваемости, организации трудовой и досуговой деятельности. Там, где классными воспитателями ведётся обучение актива, где вовремя оказывается помощь, там есть результат. Нужно отметить хорошую взаимовыручку, положительный микроклимат в группах 1 шо (классный воспитатель Боброва С.В), 4«А» фо (Пирназарова М.Ю.), 4 ио (Казарян Б.А), 4 шо ( Терещенко Е.И), 3 сп.до (Сторожук Н.П.).В этих группах меньше прогулов и выше успеваемость, меньший отсев. Хуже обстоят дела там, где классными воспитателями не обращено внимания на привлечение студентов к управлению группой. Невнимание к студентам, равнодушие стали причинами буквального развала групп 1 сп.до (Матвеева Н.Н), 3 ио (Мелещенко С.А.), 3а,б фо (Гнездилова Е.А.). Студенческий совет общежития в своей основе занимался решением бытовых проблем. Организация генеральных уборок, сбор мусора вокруг общежития, проверка санитарного состояния комнат, посильный ремонт комнат, организация досуга проживающих - вот круг вопросов, с которыми успешно справлялся студсовет. Что касается вопросов дисциплины и правопорядка, то здесь не было у совета авторитета среди других проживающих. Во-первых, не всегда поведение самих членов студсовета было идеальным, во-вторых, не утруждали они себя требовательностью. Это привело к тому, что вся роль студсовета свелась к проверке санитарного состояния комнат и организации досуга. Вопросов, где роль студсовета неоценима - много: это и случаи вандализма в общежитии, и посторонние в ночное время в комнатах, и распитие спиртных напитков студентами, курение, опоздания к отбою и т п. Усиление роли самоуправления - необходимая мера, если мы хотим улучшить положение дел в студенческих коллективах. Для этого нужно выявлять способных, инициативных, ответственных, требовательных студентов, способных организовать коллектив на позитивную деятельность. Они могут не иметь только пятёрки и четвёрки в своих зачётках, но у них должно быть большое желание улучшить положение дел в группе, общежитии, колледже. Обучение активов на всех уровнях, вооружение студентов алгоритмом деятельности, развитие способов управленческой школы и доверие могут стать добрыми помощниками в формировании студенческого самоуправления.
Большое внимание в истекшем году было уделено нравственно-патриотическому воспитанию. В рамках реализации этого направления в группах проводились уроки мира, встречи с представителями правоохранительных органов, выездные встречи с воинами - интернационалистами, концерты для ветеранов войны и труда, военные сборы юношей отделения физического воспитания, месячник военно-патриотической работы, спортивные соревнования, праздники. В мае 2013 года в колледже организован и проведён митинг в связи с открытием мемориальной доски в память о погибшем в Чеченкой республике студенте колледжа В. Подкосове. На митинге студенты могли воочию увидеть ветеранов и Чеченских событий, и участников военных действий в Афганистане, и ветеранов Великой Отечественной войны. И, тем не менее, наряду с положительными тенденциями следует отметить и недостатки в такой работе:
- низкая активность студентов;
- однообразие классных часов;
- формальность при проведении политических классных часов.
По- прежнему, при организации воспитательной деятельности большое внимание уделялось развитию традиций колледжа. Проведение конкурса «На пороге профессии», шефская работа, фестивали «Ретро»,Студенческая весна, студенческие праздники, работа с ветеранами войны и труда , детским отделением больницы, работа совместно с молодёжными организациями города и района, творческая и поисковая работа, клубов по интересам, спортивная деятельность позволили многим студентам проявить себя умелыми организаторами, раскрыть свои творческие способности , завоевать в соревнованиях, конкурса, олимпиадах, КВНах призовые места и тем самым самоутвердится в глазах окружающих.
Особое место в системе воспитания колледжа занимает общежитие. На начало учебного года в нём проживало169 человек, на конец-152. Из них: несовершеннолетних - 29 чел.; опекаемых, сирот -14 чел.; юношей - 16 чел.; девушек - 107 чел. Со студентами работали три воспитателя, два из них имели высшее образование, один - среднее специальное. Работали воспитатели по перспективному плану, утверждённому зам. директора по ВР. Воспитателями проводилась досуговая работа, контролировались дисциплина и порядок, осуществлялся контроль за соблюдением санитарных норм и правил, организовывалась трудовая деятельность студентов, осуществлялась работа со студсоветом общежития. Воспитатели проводили работу клубов Выходного дня, Правовых знаний, университета «Здоровье», поддерживали связь с классными воспитателями и администрацией колледжа через устные сообщения и письменные рапортички. Анализ документов по общежитию за год показал, что в общежитии в этом году более строго стали подходить воспитатели к соблюдению правил проживания и режимных моментов, а это улучшило общую дисциплину проживающих. Студентам не разрешается приходить после отбоя, контролируется время приготовления пищи (закрываются кухни на ночь), пресекаются случаи нахождения посторонних на этажах и в комнатах. Но в то же время не фиксируется жестко время самоподготовки, не контролируется режим тишины, часты случаи среди студентов распития пива, спиртных напитков, курение в комнатах и коридорах Для улучшения ситуации необходимо всем работникам общежития предъявлять единые требования ко всем, без исключения, студентам, более организованно знакомить студентов с документами :Договор о взаимной ответственности, Правила проживания в общежитии; требовать наличие пропусков у проживающих; поддерживать связь с родителями студентов через письма, телефонные звонки, личные встречи, на должном уровне организовать работу студенческого совета. Санитарное состояние общежития удовлетворительное. Студенты проживают по два-три человека в комнате, имеется централизованное тепло и водоснабжение, в зимнее время работает душ, оборудованы постирочная, сушильная и гладильная комнаты. Уборку мест общего пользования, коридоров, бытовых комнат осуществляют технички, в вечернее время организовано дежурство студентов. В общежитии функционируют два туалета, на каждом этаже - кухни для приготовления пищи, оборудованные стационарными электроплитами и дополнительными электророзетками.
Деятельностный подход при организации воспитательного процесса позволил организовать работу студентов по разным направлениям. Учебная, спортивно-оздоровительная, трудовая, эстетико-художественная и др. виды деятельности способствовали развитию профессионализма студентов, их социальной активности. Но многочисленные пропуски, недобросовестное отношение к учебным занятиям делает актуальным вопрос организации и углублении индивидуальной работы со студентами.
Для реализации задач по повышению совершенствованию эффективности воспитательной работы, для оказания методической помощи классным воспитателям была организована методическая работа. Рабочие совещания и консультации (Назначение и функции классного воспитателя в среднем специальном профессиональном образовательном учреждении, Планирование воспитательной работы в ССУЗах, Занятость студентов во внеурочное время и др.), методические семинары, педагогические советы были полезны классным воспитателям и воспитателям общежития в их практической деятельности по воспитанию студентов.
Вопросы, вынесенные на контроль:
- организация работы со студентами «группы риска»;
- организация студенческого самоуправления;
- выполнение санитарно-гигиенических требований в колледже,
- анализ воспитательной деятельности колледжа по семестрам, - позволили держать ситуацию по отдельным вопросам организации в зоне особого внимания. Некоторые, наиболее проблемные с точки зрения организации, вопросы были вынесены на рассмотрение на совещаниях при директоре (Организация адаптационной работы в группах нового набора, Состояние военно-патриотической работы, состояние изучения студентами локальных и правовых актов). Это позволяло внести необходимые коррективы и поправки в организацию воспитательной работы в колледже.
Анализ воспитательной работы в колледже позволил сделать вывод, что её организация отличалась целенаправленностью, систематичностью, комплексностью. Цели и задачи, поставленные перед коллективом, решались, в основном, успешно, поэтому работу можно считать удовлетворительной. В первую очередь надо отметить снижение числа правонарушений, нет ни одного уголовного дела; никто из студентов не замечен в употреблении наркотиков и психотропных веществ, не стало драк в общежитии, установились более тесные связи с родителями, меньше стал отсев обучающихся. В то же время, проблемы, высвеченные в ходе анализа, а также наблюдения в течение года за ходом воспитательной работы в учебных группах, общежитии, колледже в целом позволяют определить наиболее проблемные стороны организации воспитательной деятельности. Это в первую очередь необходимо усиление работы в области правовых знаний, особенно в общежитии, развитие студенческого самоуправление и, конечно, борьба с вредными привычками.
В процессе реализации поставленных цели и задач выявлены следующие проблемы, требующие разрешения в 2013 - 2014 учебном году:
1. В области содержания и технологий образования:
1.1. Динамика изменения нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней требует от педагогического коллектива мобильного реагирования и постоянной корректировки локальных нормативных актов. Средний уровень информационной компетентности педагогов и административного персонала снижает уровень качества образования.
1.2. Курсовое и дипломное проектирование студентов требует совершенствования организации и содержания.
2. В области контроля и управления качеством образования
2.1. Необходимо проанализировать и изменить содержание работы государственных аттестационных комиссий по специальности 050705 Специальное дошкольное образование.
2.2. Недостаточно внедрена информационная система мониторинга личностно-профессионального развития педагогов и мониторинга качества образования.
3. В области развития педагогического коллектива:
3.1. Недостаточное владение педагогов информационными технологиями.
3.2. Система самообразования педагогов слабо развита, не происходит систематическое накопление педагогического опыта в межаттестационный период.
4. В области воспитательной работы со студентами:
4.1. Отсутствует целенаправленная работа по повышению престижности педагогической профессии.
Недоработки:
- соотношение качества обучения по общеобразовательным предметам и ряду общепрофессиональных и специальных дисциплин остается низким;
- низка активность педагогов на заседаниях научно-методического семинара и ПЦК при обсуждении поставленных тем;
- незначительное присутствие педагогов при проведении открытых мероприятий;
- формы проведения заседаний коллективных форм методической работы не разнообразятся;
- не проведены в колледже педчтения из-за большого объема работы по ФГОС;
- не опубликованы статьи педагогов ПЦК в методических журналах.
Прочитали: 8413 раз и ответили 0 раз